В центре Пекина, к северу от самой большой площади мира Тяньаньмэнь находится Пурпурный запретный город, также известный под названием Гугун. Это, действительно, настоящий город внутри города, обнесённый мощными стенами. В течение почти 500 лет Гугун служил резиденцией 24 императоров династий Мин и Цин. Строительство дворца началось в начале XV века, когда император Юнлэ перенёс столицу из Нанкина в Пекин. Миллион строителей и 100 тыс. мастеров живописцев, резчиков по камню и дереву в поте лица трудились над возведением Запретного города. Через 15 лет грандиозная стройка завершилась, и дворец предстал перед императором во всём своём великолепии. По легенде, во дворце было 9 999 комнат, то есть на одну меньше, чем в резиденции Небесного владыки. Император, считавшийся сыном Неба, не мог превзойти это число (10 тысяч). Сегодня в Гугуне насчитывается 980 дворцовых зданий и 8707 комнат.
Запретный город тайна за семью печатямиЗапретным город назвали потому, что вход в него был закрыт для простых смертных. Доступ для титулованных особ открывался по торжественным случаям и только до Зала Высшей Гармонии (Тайхэдянь), где император устраивал официальные церемонии и вёл переговоры с дипломатами. По богатству украшений Тайхэдянь не имел себе равных во всём Китае. Зал поддерживают 72 колонны. Повсюду: на колоннах, на полу и в орнаментах присутствуют изображения драконов. В северной части зала установлен императорский трон, вырезанный из сандалового дерева. Над троном под потолком разместился самый знаменитый дракон, который держит в своей пасти жемчужину. Китайцы верили, что дракон охраняет власть императора если на престол взойдёт самозванец, то жемчужина упадёт ему на голову.
Запретный город вытянут по оси с севера на юг и в плане представляет собой прямоугольник, с каждой стороны которого находятся ворота. По периметру дворцовый ансамбль окружён стеной длиной 3400 м и рвом с водой. По углам стены стоят сторожевые башни. Предание гласит, что архитектор долго ломал голову над проектом этих башен. Но однажды, сидя в чайной, он встретил торговца, продающего сверчков в тростниковых коробочках. Коробка с вогнутой крышей и перекрытиями навеяла архитектору очертания бастионов, в которых стражники, подобно сверчку, никогда не должны спать. Как видно, в Гугун невозможно было проникнуть без приглашения. Огромное количество комнат служило надёжной защитой от наёмных убийц: никто, кроме доверенных слуг, не знал, в какой комнате император будет ночевать.
Символика Запретного городаПланировка Гугуна подчинена теории у-син, согласно которой в мире есть пять первоэлементов, порождающих все остальные вещи и явления природы: дерево, огонь, земля, металл и вода. Фасады главных зданий дворца обращены на юг: поскольку югу принадлежит огонь, а огонь порождает энергию, заключающую в себе мужское активное начало, или Янь (Солнце), то отсюда нужно управлять империей. Север, символизирующий воду, порождает Инь (женскую сущность, Луну), поэтому жилые покои находятся в северной части.
Жёлтый цвет это цвет земли, центра мироздания; он олицетворяет могущество императора, поэтому крыши в Запретном городе покрыты позолоченной черепицей. Стены и столбы дворца выкрашены в красный цвет, отождествляемый с торжественностью, богатством и почётом.
Вода представлена искусственным каналом Золотой рекой, через которую перекинуто 5 мраморных мостов, символизирующих 5 добродетелей: мудрость, человеколюбие, верность, правдивость и уважение традиций. В самой северной части Запретного города разбит императорский сад. Запретный город в КитаеВ нём много водоёмов, беседок, бамбуковых зарослей, цветущих клумб и причудливых камней. Императоры здесь отдыхали и упражнялись в сочинении стихов, а жёны-императрицы устраивали смотрины кандидаткам в наложницы.
Музей ГугунПосле Синьхайской революции 1911 года, свергнувшей с престола последнего императора Китая, Пурпурный запретный город переименовали в Гугун, что означает Дворец старых (бывших) правителей. В 1925 году Гугун был объявлен общедоступным музеем, а коллекция предметов искусства, собранная императорами, признана национальным достоянием. Музейный фонд императорского дворца насчитывает 1 млн. 807 тыс. экспонатов, причём 1,7 миллиона из них считаются реликвиями государственной важности, а остальные просто культурные ценности и даже осколки императорской керамики, которые также представляют интерес для искусствоведов. Среди изобилия сокровищ Гугуна выделяются следующие произведения: мебельный гарнитур из сандалового дерева, некогда украшавший резиденцию князя Гунна, каллиграфические шедевры кисти Чэнь Бо, ритуальные статуи воинов и коней времён императора Цинь Шихуанди, изделия из нефрита, бронзы и слоновой кости.